Министерство финансов Республики Адыгея
О министерстве
Новости
Документы
Информация
Информация для муниципальных образований
Нормативные акты
Кадровая служба
Вакантные должности
Информационные технологии
Стоп, коррупция!
Скажи наркотикам - нет!
Официальные выступления
Контрольно-ревизионная служба
Ведомственные целевые программы
Бюджет для граждан
Вход для пользователей:
Поиск по сайту:
Вопросы редакции газеты «Аргументы и факты» Министру финансов Республики Адыгея  Довлетбию Закереевичу Долеву. (версия для печати) 

 

Когда Адыгее вернут прежний объем дотации из федерального бюджета, какой должна быть идеальная казна республики и почему у государственных и муниципальных учреждений есть возможность зарабатывать самим, но нет желания. Накануне дня финансиста России, а также 90-летия образования финансовой службы Адыгеи на эти и другие вопросы в интервью «АиФ-Адыгея» ответил министр финансов республики Довлетбий Долев.

 

В режиме «эконом»

- Довлетбий Закереевич, последние три года для Адыгеи прошли в режиме экономии - из-за экономического кризиса федеральный бюджет уменьшил дотации. Кому пришлось «затянуть пояса потуже», а на каких сферах дефицит финансов не сказался?

 

- В текущем году объем дотации из федерального бюджета был уменьшен почти на 30 млн. руб. Это не так значительно, как в предыдущие годы. В общем, за 2010-2012 годы республика недополучила  около 2 млрд. рублей. Естественно, что это вызывало напряженность в исполнении бюджета, недофинасирование некоторых статей расходов, например, затрат на материально-техническое обеспечение учреждений, приобретение оборудования и капитальный ремонт. Но как бы ни сложилась доходная часть бюджета, в него закладываются все расходы на социальную сферу. Это и зарплата бюджетникам, и блок социальных выплат - ЖКУ, специалистам села, ветеранам, инвалидам, малообеспеченным и так далее. В республике пожилых людей, пенсионеров больше, чем в среднем по России, поэтому получается, что эта статья расходов самая значительная, в среднем около 70%. Чтобы исполнить все социальные обязательства, решить все финансовые вопросы, республике пришлось брать кредиты. В этом году, кстати, мы их погашаем.

За последние три года дотационность бюджета Адыгеи снизилась с 60 до 48,1%. Но это явление - палка о двух концах. С одной стороны, регион уменьшает финансовую независимость, а с другой - мы вынуждены сокращать расходы. В период кризиса в такой ситуации оказалась не только Адыгеи, но и другие высокодотационные регионы. В период кризиса эти средства были перенаправлены в субъекты, где наблюдался серьезный спад производства. Нужно было поддержать основу промышленности, и благодаря этому страна пережила сложный период.

 

- Однако в республике за этот период доходы бюджета не упали, а выросли за счет собственных поступлений.

 

- Когда республике сокращали дотации, с 2010 по 2012 годы, мы увеличили собственные доходы на 5,5 млрд. руб. Это стало стимулом для поиска источников доходов, т.к. резервы есть всегда. В первую очередь, увеличение налогооблагаемой базы. За счет чего? За счет привлечения инвестиций, улучшения экономических показателей. Основные наши доходы - это сельское хозяйство, торговля, производства. К сожалению, до сих пор присутствует зарплата «в конвертах», с которой боремся.

В республике есть межведомственная комиссия, которая работает над налогооблагаемой базой. В основном, это налог на доходы физических лиц, или как его еще называют, «подушевой» налог, транспортный, налог на земли.Эти вопросы контролирует лично глава республики Аслан Тхакушинов. Собираемость налогов в последние годы значительно выросла. Например, по транспортному налогу - 98%. Это один из лучших показателей в стране. Мы вынуждены за каждым автомобилем бегать! То же самое, что по земельному налогу, чтобы каждый хозяин заплатил налог или аренду. Вот так по каждому налогу буквально «охотимся» за плательщиками.

Сейчас будет обсуждаться бюджет следующего года, стабильно 10-15% роста доходов будем планировать.

 

 

- В этом году бюджетным учреждениям дали возможность самим зарабатывать. Как вы думаете, почему не все воспользовались этим правом?

 

- 83 федеральный закон, который должен создать условия для повышения эффективности бюджетных расходов,  принимался очень тяжело и на федеральном уровне, и на региональном. С 1 января он разделил все бюджетные учреждения на три типа - казенные, бюджетные и автономные. Основные отличия - в финансовой самостоятельности. Наименьшую имеют казенные учреждения. По сути, они остаются на тех принципах финансирования, что и раньше, то есть для них составляется смета. Никаких самостоятельных решений по формированию своего бюджета казенные учреждения не принимают.

С принятием закона бюджетные учреждения получили больше самостоятельности. Механизм их финансового обеспечения тот же что и автономных. Предоставление услуг осуществляется на основании задания, формируемого  для каждого учреждения на оказание соответствующих услуг с установлением в задании показателей объема и качества услуги. И именно на финансовое обеспечение выполнения задания предоставляются субсидии из соответствующего бюджета. Кроме того, эти  учреждения в полном объеме распоряжаются всеми заработанными ими доходами. Расширены права  бюджетных и автономных учреждений по распоряжению частью имущества, находящегося у них на праве оперативного управления, по сравнению с казенными учреждениями. Также в гражданских правоотношениях данные учреждения выступают от своего имени.  Есть различие и в закупках товаров, работ и услуг, которые регулируются Федеральным законом № 94-ФЗ. Действие  данного закона  распространяется на бюджетные и казенные учреждения, а  автономные учреждения работают в рамках Федерального закона № 223-ФЗ. На сегодняшний день  в Республике Адыгея в статусе казенных работают 48 государственных учреждений и  56 - муниципальных, в статусе бюджетных - 88 государственных учреждений и 389 - муниципальных и в статусе автономных - 5 государственных и 8 муниципальных учреждений.

Но, несмотря на  почти год работы в новых условиях все  еще наблюдается слабая заинтересованность  кадров в работе на результат. Это показывает и сохраняющаяся низкая доля автономных учреждений. Например, в ряде субъектов детские сады более 70% переведены в статус автономных. У нас нет ни одного.  Необходимо повышать мотивацию как самих работников учреждений, так и повышать управленческий уровень самих руководителей.

- Исполнение бюджета этого года идет с опережением плана, как по доходам, так и по расходам. А каким будет бюджет 2013 года? Сохранится ли социальная ориентированность?

 

- Говорить о точных цифрах еще рано. Параметры республиканского бюджета во многом зависят от федеральной казны, которая пока также еще формируется. Вообще бюджетную политику на год определяет Президент страны в своем бюджетном послании. Это является для всех регионов политической основой при формировании своих финансов. У нас есть планово-экономическая оценка следующего года, в которой мы определяем сколько в республике будет произведено продукции, какие услуги и в каком объеме будут оказаны, и так далее.

Идеального бюджета ни в одной стране и ни в одном субъекте нет. Для обеспечения устойчивости республиканского бюджета  и  обеспечения всех расходных обязательств, установленных как Российской Федераций, так и Республикой Адыгея необходим объем бюджета размером 15-16 млрд. рублей.  Как и в предыдущие годы в целях сохранения социальной стабильности финансовая политика республики будет реализовываться, прежде всего, с учетом интересов социально незащищенных слоев населения. Так что наш бюджет остается социально ориентированный.

 

 

© Copyright 2007
Министерство финансов РА
minfin@minfin-maykop.ru
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ,
в том числе об авторском праве и смежных правах.